29 февраля 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

25 февраля 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

16 февраля 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

31 января 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

27 января 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

16 января 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

Клим Жуков на линии:

Каждый, кто изучал историю поверхностно, например, в рамках школьного курса, знаком с крайне упрощённой хронологической моделью: Иван 4 Грозный, Федор 1 Иоаннович, Ирина 1 Федоровна, Борис Годунов... Павел 1, Александр 1, Николай 1, Александр 2, Александр 3... Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев, снова Путин. Можно констатировать, что с подобной шкалой сталкивался каждый в карьере историка или «историка».

С одной стороны: наглядно и удобно. Говорит\пишет человек: «при Николае 1» и понятно, что речь о промежутке времени между серединой 1820 и серединой 1850 гг.; вспоминаются декабристы, А. Х. Бенкендорф, кодификация Российского законодательства М. М. Сперанским, А. С. Пушкин и бесславная Крымская война. С другой стороны, от подобной хронологии «от правителя» за рабочую, недолго до примитивизации исторического процесса, как цепочки свершений тех или иных сильных мира сего, что категорически ошибочное упрощение.

Спор о роли личности в истории наталкивается на вилку «железобетонных» постулатов: история не знает сослагательного наклонения, то есть, история при Николае 1 развивалась вот так, и исследователь не может, не имеет права фантазировать, что бы было, если бы, например, победили декабристы в 1825 году. То есть, количественных показателей роли данного исторического персонажа выявить не удастся физически, так как мы не знаем, что было бы без Николая 1 на троне.

В самом деле, если общество развивается по неким законам, то царь, император или князь могут повлиять на них не более, чем падающее яблоко на закон Ньютона. Уж какая тут роль!

В обыденном сознании, однако, подобные вопросы возникают редко.

Правитель, согласно житейской логике, распоряжается на вверенной территории, подобно повару на кухне — захотел и повел реформы, дурак — реформы получились криво. Популярными разновидностями данной концепции являются: добрый царь и злые бояре (по аналогии с хорошим поваром и неумелыми поварятами), сформулированная еще при Емельяне Пугачеве; добрый царь и злые заговорщики (внутри страны или вне её) — см. творения конспирологов, наподобие г-на Старикова.

Отсюда рождаются клишированные термины: «Петровские реформы», «Николаевская реакция», «Сталинские репрессии», «Хрущёвская оттепель». И, вроде бы, понятно, что это всего лишь исторические координаты, а точка на карте истории при увеличении масштаба разворачивается невероятными и важнейшими подробностями, но... «Журналистские штампы сильнее Канта», как писал умный и наблюдательный фантаст А. В. Зорич.

О «хороших царях» и «плохих боярах»

Читайте дальше →

10 января 2016  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

Дмитрий Юрьевич Пучков на линии:

С мест сообщают, что на трассе Оренбург-Орск случилась метель. Понятно, внезапно — там ведь зимы не бывает. Граждане застряли на дороге, помёрзли, один скончался. Очередное преступление российской власти против собственного народа было тут же изобличено нашими СМИшными клоунами, а некий отважный мужчина даже записал обращение к Путину, в котором сообщил:

Нас сутки никто не спасал. Нас находилось человек тридцать в машинах. Грелись, кто как мог. Потом объединялись, садились в другие машины — те, у кого закончился бензин, — грелись там. Были беременные женщины, маленькие дети, пожилые люди. Я видел двух бабушек. Одна перенесла инсульт, другая — обморожение, по-моему, сильной тяжести. Некоторые люди, чтобы согреться, жгли в машине свои вещи, обивку салона. Мы звонили куда могли. Нам отвечали: «Ждите, техника вышла из Кувандыка, Медногорска, Оренбурга, Орска, Беляевки, Гая». Отовсюду. Но в итоге к нам по сути так никто и не доехал.

Даю краткое пояснение для дебилов.

В стране под названием Россия бывает такое время года как зима. Это когда холодно, когда выпадает снег, а если дует ветер — случается метель и даже буран. Это не Путин придумал. И даже не Сталин. Зима у нас каждый год. Чтобы не замёрзнуть, зимой русские (и нерусские русские) обычно тепло одеваются. И чем на улице холоднее, тем одеваются теплее. Казалось бы, про это в России знает каждый — даже самых тупых солдат этому учат. Но, как выясняется, нет, у нас кругом интеллектуалы.

Если ты собираешься выезжать за город, перво-наперво ознакомься с прогнозом погоды. Там тебе расскажут, что наступила зима, что будет метель и температура опустится под минус двадцать пять. Если сразу не передумал и ехать всё равно надо, оденься и обуйся потеплее, подготовься к выезду.

Заправь полный бак топлива — неважно, сколько при этом надо на данную поездку. Если что — греться в кабине сможешь долго. Для выезда за город автомобиль должен быть укомплектован дополнительными аксессуарами. Это значит в багажнике у тебя должны лежать лопата, топор, пила и буксировочный трос. Лопата понадобится для того, чтобы откапывать свой (и не только свой) автомобиль из земли, из снега, из грязи. Топор нужен для того, чтобы рубить всё, что нужно рубить — лёд, снег, дорогу, деревья. Трос — для того, чтобы вытащить свою машину или помочь вытащить машину человека, попавшего в беду.

Кроме того на борту надо иметь воздушный насос, балонный ключ, домкрат, запаску, ремонтный комплект для колёс, канистру с топливом. Пробитые колёса придётся менять самому — без домкрата и ключей это весьма непросто. Исправная запаска должна лежать наготове. Не помешают провода для «прикуривателя» — не себе, так другим поможешь. Топливо лишним не бывает никогда, и чем его больше — тем лучше.

Для загородного выезда зимой автомобиль должен быть укомплектован аптечкой (само собой), дополнительной тёплой одеждой, одеялами (лучше — спальными мешками), паяльной лампой, газовой плиткой, запасом жратвы и питья (зажигалка/спички прилагаются). Нет денег на разносолы — кинь в бардачок шмат сала. Сало прекрасно укладывается в бардачок — возле хорошего ножа и гранёного стакана, которые проживают в бардачке круглогодично.

Не хочешь таскать паяльную лампу и плитку — положи в багажник сухое топливо (зажигалка/спички прилагаются). На нём сможешь разогреть бомж-пакет (см. Запасы жратвы), вскипятить чай и кофе, которыми запьёшь благоразумно припасённые шоколадки. Газовую плитку бери такую, которая с обогревателем.

В обязательном порядке должны быть надёжные, заряженные фонари, которыми ты будешь мигать и махать другим автомобилистам и спасателям. Главное средство связи — телефон — должно быть при тебе, полностью заряженным. Телефон держи в тепле — на холоде разряжается мигом.

На помощь не надейся. Она всегда далеко и далеко не всегда может добраться. Будь готов спасать себя и других сам, как подобает русскому (или нерусскому русскому) мужчине. Кстати, если можешь взять с собой ружьишко — непременно возьми. Тоже очень часто оказывается полезным, масса положительных отзывов.

Если почуял, что начинаешь застревать — поставь машину носом/капотом к ветру, дабы в салон не задувало выхлопные газы. Застрял и начал замерзать — топи плитку с обогревателем, жги сухое топливо, разогревай еду, жри и пей горячее. Стало совсем холодно — вытащи запаску, отойди от машины, набросай лопатой вал из снега, облей запаску топливом и подожги её, родимую. Потом можешь снять ещё четыре колеса и тоже их по очереди сжечь, если жить хочется. Главное — не забудь сперва выкрутить ниппель и стравить воздух. Если поджечь хорошо надутое колесо — может получиться нехорошо. Не жги ничего сидя в машине — она либо сгорит одна, либо сгорит с тобой. Но на крайняк можно сжечь и саму машину. Жизнь — дороже.

Прежде чем зимой соберёшься волочь за сто вёрст беременную жену, маму после инсульта, грудного ребёнка — подойди к зеркалу, внимательно посмотри в глаза интеллектуалу.

Счастливого пути.

Про выезд за город на авто зимой

25 декабря 2015  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

22 декабря 2015  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать

15 декабря 2015  Ликбез  Николай Карпенко  Комментировать